Интересные факты о Стоунхендже: что это и зачем его построили? Описание стоунхенджа Слухи о предназначении Стоунхенджа - самые разные.

Величественный Стоунхендж - самый известный кромлех в мире, расположенный возле города Эймсбери в Англии. Вокруг древнего сооружения много тайн, в частности, о том, кто, когда и для чего его создал.

Название Стоунхенджа - еще одна не до конца раскрытая тайна, над которой споры ведутся по сей день. Современное название на английском языке «Stonehenge» означает «каменный круг», а вот точный перевод древнеанглийского слова «Stanhengues» под сомнением, предварительно - «висячие камни».

Стоунхендж - загадка истории

Таинственное прошлое Стоунхенджа породило различные гипотезы о предназначении этого древнего мегалита. Мнения ученых расходятся и на сегодняшний день существует 3 основные версии назначения:

  • курган-могильник - в настоящее время известно о захоронениях 60 людей эпохи неолита;
  • древний первобытный храм - языческое капище, где проводились ритуалы, празднования и жертвоприношения;
  • астрономическая обсерватория - Стоунхендж с малыми ошибками сориентирован по различным стадиям перемещения Солнца и Луны.

А легенды говорят о том, что Стоунхендж как восьмое чудо света, сотворил магией знаменитый волшебник Мерлин.

По таинственности со Стоунхенджем может сравниться не менее загадочный .

Строительство кромлеха

Вокруг загадочного Стоунхенджа теорий не меньше, чем камней в самом сооружении. Точно неизвестно сколько лет этим мегалитам, предполагается, что строительство происходило в 3 этапа и длилось 1000-1500 лет (между 3500 и 2000 годами до н. э.). Также не существует единого мнения о строителях кромлеха: его могли построить кельты, греки или немцы. Современные расчеты показали, что для создания Стоунхенджа в то время требовалось около 20 миллионов человеко-часов работы. Зачем строили Стоунхендж около 20 веков неизвестно, но очевидно, что причина была очень веской.

Кромлех Стоунхендж состоит из мелких камней (до 5 тонн) и 30 больших камней, весом по 25 тонн, которые образуют круг диаметром 33 метра. Внутри этого круга стоят 3 трилита, весом 50 тонн каждый. Высота этих мегалитов от 4 до 6 метров. При строительстве были использованы синие камни, которые доставляли с расстояния 250 км. С помощью какого средства перемещали эти камни - еще одна загадка.

Существует еще одна теория, согласно которой Стоунхендж - не древнее сооружение, а подделка 1954 года. В интернете довольно много фото, где изображено как устанавливали камни и заливали бетон. В то же время имеется множество доказательств древности Стоунхенджа.

  • Стоунхендж - одно из 900 похожих каменных сооружений, обнаруженных на Британских островах.
  • Самые распространенные находки в земле под каменным кольцом - римские монеты VII века до н. э.
  • Впервые упоминается Стоунхендж в летописях XII века.
  • В 1915 году адвокат Сесил Чабб купил Стоунхендж за £ 6600, но, через три года подарил его государству.
  • В начале XX века посетителям не запрещалось откалывать себе сувенир на память.
  • С 1986 года Стоунхендж относится к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • В 2011 году компанией BBC был снят 4-х серийный документальный фильм «Мир Стоунхенджа».
  • Ежегодно в день летнего солнцестояния возле Стоунхенджа проходит фестиваль, в котором принимают участие язычники и потомки друидов (так они себя называют).
  • За год Стоунхендж посещают около миллиона туристов.

Экскурсии: как добраться, график работы, билеты

В Стоунхендж из Лондона можно добраться как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно:

  • на авто - направляясь по шоссе М3 и А303 в сторону Эймсбери;
  • на поезде - с вокзала Ватерлоо до ж/д станции Солсбери или Эндовер, откуда регулярно ходят автобусы до Стоунхенджа.

На территории близлежащего туристического комплекса есть кафе, сувенирный магазин, туалеты и парковка, а также здесь можно заказать экскурсию.

Адрес: Эймсбери, Солсбери SP4 7DE, Великобритания.

GPS координаты : 51°10"43.9"N 1°49"34.4"W.

Часы работы (ежедневно):

  • 9:30 - 19:00 - с 1 апреля по 31 мая;
  • 9:00 - 20:00 - с 1 июня по 31 августа;
  • 9:30 - 19:00 - с 1 сентября по 15 октября;
  • 9:30 - 17:00 - с 16 октября по 31 марта.

Цена входного билета:

  • Взрослый - £15.50;
  • Детский (5-15) - £9.30;
  • Студенческий/Пенсионный - £13.90;
  • Семейный билет* - £40.30.

* - 2 взрослых и 3 детей.

Внимание! Продажа билетов прекращается за час до закрытия. Цены указаны по состоянию на ноябрь 2017 года. При посещении Стоунхенджа во время общедоступных часов запрещается подходить к каменному сооружению ближе чем на 15-20 метров.

Где находится Стоунхендж на карте Великобритании

Величественный Стоунхендж - самый известный кромлех в мире, расположенный возле города Эймсбери в Англии. Вокруг древнего сооружения много тайн, в частности, о том, кто, когда и для чего его создал.

Название Стоунхенджа - еще одна не до конца раскрытая тайна, над которой споры ведутся по сей день. Современное название на английском языке «Stonehenge» означает..." />

С параисторией или протоисторией ничего не понятно. По официальной версии, в ту эпоху представители рода человеческого жили аки звери в пещерах, охотились на мамонтов, иногда наносили на стены пещер наскальные рисунки, а верхом цивилизованных навыков было умение поддерживать огонь в костре. Все мило и логично. Но есть одно НО. Большое и каменное. Находится это НО близ британского городка Солсбери и зовется Стоунхендж.

Вообще, так уж вышло, что все самые таинственные исторические памятники Англии можно обнаружить вблизи Солсбери, помимо Стоунхенжда тут находятся Эвбери (Avebury) — тоже таинственное скопление расставленных в определенной последовательности камней, между которыми пасутся овцы, и Силбери Хилл (Silbury Hill) — насыпной курган, который датируют аж 2006 годом до нашей эры.

Историки-приверженцы официальных версий обходят эти памятники протоистории вниманием (точнее, скромно молчат о них), а вот туристы, любители всего таинственного и писатели, напротив, внимание на них акцентирует, недаром же Джон Фаулз сделал местом действия своего романа «Червь» именно Стоунхендж.

Однако, прежде чем начать рассказывать о тайнах Стоунхенджа поделимся практической информацией и расскажем, как же до него добраться.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО СТОУНХЕНДЖА?

Вариант первый: туристический автобус

Самый простой способ — купить билет в одном из туристических офисов. Плюс в данном случае один — трудностей с обнаружением туристического офиса ни у кого не возникает, они в Лондоне на каждом шагу. К тому же туристические офисы, торгующие билетами до Стоунхенджа и обратно, можно без труда найти и в Солсбери, как правило, в цену включен проезд к монументу и стоимость входного билета.

На фото: очередь из желающих попасть в Стоунхендж

Но в плюсах кроются и неизбежные для массового туризма минусы — задумчиво побродить вокруг древних камней у вас вряд ли получится, придется лицезреть Стоунхендж в толпе себе подобных.

Вариант второй: общественным транспортом

От Лондона до Солсбери проще всего доехать на поезде. Купить билет и посмотреть расписание можно на сайте . От железнодорожного вокзала каждый час отходят автобусы в сторону Стоунхенджа.

На фото: карта проезда к Стоунхенджу

Открыт Стоунхендж ежедневно. Часы работы: в летние месяцы с 9 утра до 19.00, в сентябре и октябре комплекс открыт с 9.00 до 17.00, зимой — с 9.30 до 16.00, с марта по конец мая — с 9.30 до 18.00. Полную информацию о цене входного билета, а также о возможности заказать индивидуальный тур можно получить на сайте: .

ЧТО НАМ ТОЧНО ИЗВЕСТНО О СТОУНХЕНДЖЕ?

Всевозможных теорий вокруг древнего сооружения нагромождено не меньше, чем камней в самом комплексе. Попробуем отделить факты от домыслов и легенд.

Стоунхендж до реконструкции

Сразу оговоримся, до конца девятнадцатого — начала двадцатого века Стоунхенджем особенно не интересовались. Одни говорили, что в древности тут была обсерватория, построенная древними людьми, другие, что комплекс возвели друиды, а многие полагали, что Стоунхендж — древнее кладбище для знати. Словом, никакой конкретики.

На фото: Стоунхендж до реставрации

Да и откуда ей было взяться, если учесть, что в то время Стоунхендж представлял собой куски камней, часть из них стояла на холме, часть — валялась в хаотическом порядке на окрестных холмах. Однако с 1900-го по 1965 год здесь была проведена реставрация, и все камни встали на свои места.

На фото: Стоунхендж до реконструкции, 1877 год

Вернее, на те места, где они стоят сейчас, поскольку, к примеру, хранитель музея Археологии и Антропологии при Кембриджском университете Кристофер Чайппиндэйл утверждал, что реставраторы расположили камни неправильно, то есть совсем не так, как они были установлены изначально.

КАК СТРОИЛСЯ СТОУНХЕНДЖ?

Хотя нам неизвестно кто, как, а главное, зачем возвел Стоунхейдж, мы, по крайней мере, знаем, когда это произошло. На самом деле, строился Стоунхендж в три этапа.

Первый этап датируется примерно 3000 годом до нашей эры. Именно в это время древние люди воздвигли камни внешнего кругового вала, то есть построили внешний контур святилища и воздвигли тут четыре стационарных камня. Между камнями в северо-восточной части был намеренно оставлен пробел, именно тут находился Heel Stone — камень Гелиоса или солнечный камень. К эпохе первого строительства принято относить и захоронения людей, обнаруженные в семнадцатом веке ученым Обри, а потому названные в его честь, но многие современные исследователи полагают, что эти захоронения нужно датировать более поздним периодом.

Второй этап принято относить к 2900 — 2600 годам до нашей эры. В это время в пределах внешнего круга камней были возведены деревянные конструкции. К сожалению, сегодня от них почти ничего не осталось.

Третий этап относится уже к 2300 — 1500 годам до нашей эры. Примерно в этот период в Стоунхендж доставили долоритные блоки из песчаника и голубого камня. Блоки эти устанавливались в центре Стоунхендже и образовывали круг (его диаметр — 33 метра) из тридцати камней.

Сверху на камни были положены по принципу перекладины блоки. Эти конструкции получили название триалиты, и сегодня именно трилиты возникают перед мысленным взором у всех и каждого при упоминании Стоунхенджа.

Дуга внешнего кольца, состоящая из 13 триалитов, сохранилась практически в том виде, в каком она была возведена. В пределах круга находились пять триалитов, образующих подкову. В рамках подковы триалиты стояли «по росту», то есть самые маленькие (6 метров в высоту) — по бокам, следующая пара — немного выше, самый крупный — по середине. В центре конструкции располагался алтарь.

Голубые камни (вес каждой глыбы около 4 тонн) были доставлены сюда из каменоломен Восточного Уэльса (385 километров от места возведения Стоунхенджа), а массивные глыбы обработанного песчаника (вес около 25 тонн) из Марлборо Дауз, что расположен в 35 километрах от Стоунхенджа. Каким образом древним людям удалось транспортировать каменные глыбы — еще одна загадка памятника параистории.

ЛЕГЕНДЫ О СТОУНХЕНДЖЕ

Кто и для чего возвел Стоунхендж?

Если следовать официальной истории, то до прихода древних римлян на территории современной Великобритании обитали дикие племена. В этом смысле Стоунхендж для историков как ошибка, закравшаяся в годовой бухгалтерский отчет, — дебет с кредитом, точнее, теория с фактами не сходится. Если уж люди за 1500 лет до Рождества Христова сумели привести сюда многотонные каменные блоки, да еще и по какой-то причине водрузить их один на другой, совсем дикими они быть не могли.

На фото: так выглядел Стоунхендж в древности

В Средневековье существовала легенда, что камни Стоунхенджа — просто кубики, которыми играл в детстве колдун Мерлин. По другой легенде, колдун возвел Стоунхендж за одну ночь в честь победы короля бриттов над саксами. Естественно, подобные теория не выдерживают никакой критики, но во времена мрачного Средневековья в них верили.

Сегодня многие полагают, что Стоунхендж — дело рук пришельцев, и в этом утверждении, как ни парадоксально, есть признаки логики, ведь расположение камней монумента соотносится с положением небесных тел.

Британский астроном Данкан Стил в 1995 году даже заявил, что расположение камней в Стоунхендже связано с определенными астрономическими явлениями и, возможно, древние камни в прошлом позволили Земле избежать катастрофы вселенского масштаба. Тем не менее, наиболее достоверных гипотез происхождения Стоунхенджа три.

Гипотеза первая: иберийцы и захоронения

По популярной в научных кругах теории, храм возвели иберийцы — предки современных басков, которые жили здесь до того, как их изгнали кельты. Приверженцы этой теории считают, что изначально Стоунхендж использовался для захоронения знати, а также тут был храм Солнца, в котором устраивались ритуальные жертвоприношения.

При этом расположение камней указывает на то, что жрецы были знакомы с астрономией, а с помощью триалитов наблюдали за движениями Солнца и Луны. После исхода иберийцев Стоунхенджем пользовались кельты для отправления своих ритуальных культов.

Гипотеза вторая: друиды

В начале XIX века ученые пришли к выводу о том, что Стоунхендж построили друиды, и это место — ни что иное, как гробница их языческой королевы Боадицеи.

Гипотеза третья: древняя обсерватория

Ученый Джеральд Хокинс в своих работах убедительно доказал, что Стоунхендж — настоящая каменная обсерватория, где каждая пара мегалитов — это визир, фиксирующий определенную позицию Солнца, Луны и прочих небесных тел.

При этом до того, как в 1528 году произошло извержение вулкана на острове Санторини, в результате чего угол наклона земной оси изменился, точность расчетов древних астрономов была верной на сто процентов, сейчас же процент погрешности составляет один градус.

В своих трудах Хокинс пишет, что Стоунхендж, определенно, оккультное сооружение, но оно не относится ни к вероисповеданию друидов, ни к верованиям кельтов. «Чтобы возвести такое грандиозное сооружение, у людей должна была быть грандиозная цель, ведь сами они жили в очень примитивных домах. Если они и поклонялись каким-то богам, то имена этих богов нам неизвестны».

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Одним из наиболее известных и узнаваемых доисторический достопримечательностей является Стоунхендж, который продолжает завораживать и привлекать людей со всего мира.

Хотя мы еще многого не знаем об этом монументе, археологи, используя современное оборудование, смогли открыть несколько новых фактов об этом загадочном каменном круге и о его строителях.

«Неудивительно, что Стоунхендж являлся самым невероятным достижение потребовалось бы пятьсот человек только для того, чтобы сдвинуть с места одну каменную глыбу, плюс еще сотня людей для установки камня. Вы только подумайте об этом» — Бил Брайсон, из «Запискок маленького острова».

В этой статье представлены основные интересные факты о Стоунхендже:

Местоположение

Композиция расположена в Уилтшире, Англия, приблизительно в двух милях (трех километрах) от городка Эймсбери и 8 милями (13 километрами) севернее города Солсбери.

Монументы

Стоунхендж окружен другими различными монументами неолитического и бронзового веков, которые все вместе образуют самую высокую концентрацию доисторических памятников культуры в Англии. В этом районе также находится несколько сотен захоронений.

Почему был построен Стоунхендж?

Существует три версии причин сооружения этого доисторического памятника:

  • Это место было предметом поклонений и религиозных ритуалов
  • Оно было задумано как место захоронения
  • Стоунхендж играл роль огромной обсерватории или астрономических часов

Невозможно выяснить наверняка настоящее его предназначение, и вполне возможно, что его строительство задумывалось не с одной целью. Его строительство также продолжалось на протяжении многих веков, поэтому изначальные цели строительства могли измениться в процессе.

Стоунхендж стал объектом песни группы Spinal Tap в 1984 году из одноименного комедийного фильма «This is Spinal Tap».

Возраст

До сих пор не утихают споры о том, когда именно был построен Стоунхендж, по оценкам специалистов строительство было завершено между 3000 и 2000 годами до нашей эры, что делает его старше египетских пирамид.

После завершения строительства камни добавлялись и убирались в течение следующих 1500 лет.

На территории Британских островов расположено еще 900 подобных памятников архитектуры, но Стоунхендж – самый известный из них.

Существуют неоспоримые доказательства того, что это место являлось огромным захоронением до строительства на нем Стоунхенджа.

«Стоунхендж был местом захоронений с самого его строительства до его расцвета в 2500 году до нашей эры.

Кремационные захоронения в эпоху популярности каменных сооружений в Англии являлись, скорее всего, лишь одним из путей использования Стоунхенджа, хотя этот факт доказывает, что Стоунхендж был массовым пристанищем мертвых» — Майк Паркер Пирсон.

Типы камней

Два вида камней было использовано при строительстве Стоунхенджа. Самые большие, называемые сарсен, достигали 30 футов (9 метров) в высоту и весили до 25 тонн (22,6 метрических тонн). Согласно некоторым предположениям эти камни были транспортированы с Севера Уэссекс Даунс на 20 миль (32 километра) к северу.

Меньшие по размеру камни, известные как «блустон», весили до 4 тонн и были принесены с западного Уэльса. Некоторые из них было необходимо переносить на расстояние до 140 миль (225 километров). Существует несколько предположений на счет того, как людям в то время удавалось транспортировать тяжелые грузы на столь большие дистанции.

Король Артур, Мерлин и Стоунхендж

В 12 веке писатель Гальфрид Монмутский написал мифическую сказку о короле Артуре и событиях, происходящих в Англии, в правдивость которой жители Средних веков охотно верили.

Согласно Монмутскому, камни были перенесены из Ирландии в Уилтшир с помощью Мерлиновой магии. Он переправил их в то место, чтобы почтить память сотен британских героев, погибших от рук саксов на равнине Солсбери. Правда, сейчас уже широко известен тот факт, что строительство Стоунхенджа совершилось задолго до появления Мерлина.

«Дьявол купил камни у одной ирландской женщины, завернул их и принес на равнину Солсбери, все, кроме одного из камней, который упал в Эйвон. Дьявол взвыл. «Никто и никогда не узнает, как эти камни здесь оказались! Вот что ты задумал!» — ответил ему монах, живший в тех краях. Тогда разозленный Дьявол швырнул в него все камни сразу и сбил его с ног. А те камни увязли в земле и стоят там по сей день» — народная сказка.

Стоунхендж является объектом Английского наследия и включён в список памятников ЮНЕСКО.

Общественный доступ

Раньше посетителям разрешалось подходить и прикасаться к камням, но в настоящее время на это был наложен запрет.

Жрецы

Хотя жрецы и проводили ритуалы в Стоунхендже, они не имели никакого отношения к строительству этого сооружения. В античные времена они проводили свои обряды и ритуалы в основном на территории священных лесных рощ.

В 17 веке археолог Джон Обри заявил, что Стоунхендж был построен кельтскими священниками, известными как Жрецы. Эта теория стала популярной, но в середине 20 века радиоуглеродные исследования показали, что Стоунхендж был сконструирован более 1000 лет до того, как кельты, создавшие религиозную жреческую общину, поселились в той местности.

Люди, которые до сих пор ассоциируют себя со жрецами, проводят ритуалы на территории монумента, но исключительно в дни летнего солнцестояния.

Труд

По подсчетам ученых, строительство монумента потребовало более 30 миллионов часов тяжелого физического труда.

«Можете представить себе, как сложно уговорить 600 человек помочь перенести 50-титонный камень на расстояние 18 миль, а затем установить его в вертикальное положение и после этого сказать: «Отлично, ребята! Еще двадцать таких же камней, парочку десятков блустонов из Уэльса и еще несколько перемычек, и можем отдохнуть!» Кем бы ни был руководитель строительства Стоунхенджа, надо отметить, он был чертовски хорошим мотиватором» — Бил Брайсон, из «Запискок маленького острова».

В 2012 году Стоунхенджский проект Риверсайд выдвинул теорию о том, что Стоунхендж являлся вершиной «унификации Британии». Это был переломный момент, когда люди объединили свои культурные и политические усилия. Согласно теории, это объясняет то, как настолько колоссальный проект мог быть построен и завершен, и то, как блустоны могли быть транспортированы из Уэльса к месту назначения.

Копии монумента

В мире существует несколько копий Стоунхенджа. Дорожный строитель Сэм Хилл возвел Стоунхендж в Мэрихилл, штат Вашингтон, США, для увековечивания памяти жертв первой мировой войны. В Австралии находится оригинальная копия Стоунхенджа, названная Эсперанский Стоунхендж. Копия монумента в Новой Зеландии была построена как астрономическая обсерватория Южного полушария. Возможно, самая эксцентричная и необычная копия, названная Кархендж, расположена в штате Небраска, США, в строительстве которой вместо камней были использованы старые машины.

Посетители

Стоунхендж посещают около 800000 туристов в год, и он считается одним из монументов в списке обязательных к посещению достопримечательной каждого туриста.

В окрестностях Стоунхенджа 18 декабря открывается новый музейный комплекс с электронной панорамой и ранее не выставлявшимися артефактами. К этому событию мы собрали интересные факты об этом загадочном сооружении.

Предназначение

Стоунхендж - это группа гигантских 5-метровых камней, установленных кругом на Солсберийской равнине (графство Уилтшир, Юго-Западная Англия) в период между 3000 и 2000 годами до нашей эры. По своей главной оси Стоунхендж ориентирован строго на точку зимнего солнцестояния. Лучи появившегося солнца падают в просвет между вертикальными опорами одного из больших камней, образующих часть круга. Данный факт дал исследователям повод полагать, что Стоунхендж является древней обсерваторией, но споры о его предназначении не утихают уже больше восьми столетий.

Так, ученые еще в 17 веке подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Также выдвигалась теория, согласно которой Стоунхендж изначально служил для предсказания космических катастроф, связанных с последствиями прохождения Земли через хвост кометы. Помимо этого, часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были позже постройки Стоунхенджа.

Еще одна версия описывает Стоунхендж как первобытный храм – место ритуалов, похорон и празднеств.

Строители Стоунхенджа

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами, однако раскопки показали, что сооружение строилось гораздо раньше: в новокаменном и бронзовом веках.

При этом отмечается, что до завоевания Британии римлянами в первом веке нашей эры остров был населен малочисленными примитивными пленами и общинами, которые просто не могли построить столь сложное сооружение. Легенды связывают постройку Стоунхенджа с именем волшебника Мерлина. В разное время ученые называли строителями сооружения древних римлян, швейцарцев и немцев.

Радиоуглеродным методом было выяснено, что строительство Стоунхенджа длилось в три этапа почти две тысячи лет, с 3020-2910 гг. до н. э. до 2440-2100 гг. до н. э.

Доставка камней

Остается загадкой, как были доставлены в Стоунхендж огромные каменные глыбы. Часть камней, сосредоточенных в центре Стоунхенджа, была ввезена издалека. Считается, что эти так называемые «синие камни» были привезены с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, где располагается ближайший каменный карьер. При этом каждый камень имел около 2 метров в высоту, примерно 1,5 метра в ширину, 0,8 метра в толщину и весил 4-5 тонн.

По мнению исследователей, Стоунхендж состоял из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков по 25 тонн каждый, и 5 гигантских трилитов весом до 50 тонн.

Реставрация

В 1901-1965 годах памятник претерпел многочисленные реставрации, которые стали предметом резкой критики и даже журналистских расследований. Многие исследователи указывают на то, что Стоунхендж был полностью реконструирован, и, скорее всего, даже перенесен на другое место. Так, хранитель музея Археологии и Антропологии при Кембриджском университете Кристофер Чайппиндэйл признал, что «почти все камни были тем или иным образом перемещены и теперь стоят в бетоне».

Другие «стоунхенджи»

Стоунхендж - лишь наиболее известное и самое внушительное каменное кольцо на британских островах, но далеко не единственное. Всего обнаружено около 900 подобных сооружений.

Туристическая достопримечательность

Каждый год в день зимнего солнцестояния (в этом году - 21 декабря) в Стоунхендже наблюдается наплыв туристов. Тысячи человек со всего мира, в том числе адепты языческих культов, стремятся встретить этот день именно в Стоунхендже. По словам министра культуры Великобритании Марии Миллер, Стоунхендж ежегодно притягивает по миллиону туристов в год.

Музейный комплекс

Новый музейный комплекс открывается 18 декабря в 2,5 км к западу от Стоунхенджа. Он включает в себя современную электронную панораму с круговым обзором. Также здесь выставлены артефакты, многие из которых туристам ранее не показывали. Так, весной посетителям музея покажут реконструированные жилища древних строителей Стоунхенджа.

Обустройство туристической инфраструктуры в окрестностях Стоунхенджа заметно упростит жизнь посетителям достопримечательности. Например, если раньше от входа в комплекс до самого памятника нужно было идти пешком, то теперь гостей будут подвозить на электромобилях (поездка займет примерно 10 минут). Кроме того, здесь будет значительно расширена парковка, откроется несколько ресторанов и кафе.

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

 
Статьи по теме:
Шляпа своими руками (54 фото): как пошить модный и оригинальный фасон
Сомбреро – элемент национального мексиканского костюма, представляет собой шляпу с конусообразной тульей и широкими загнутыми наверх полями. Этот колоритный головной убор вполне по силам изготовить самостоятельно даже начинающим рукодельницам. Он подойдет
Золото и серебро в Египте: где купить ювелирные изделия, цены и как не быть обманутым Какое золото лучше советское или египетское
Тема: Город/курорт: Шарм Эль Шейх Дата поездки: Июнь 2006 Оценка курорту: удовлетворительноХочу написать о покупках. Первое что я купила в Египте был крем для загара Nivea 15, мой быстро закончился и я сделала приобретение на територии отеля 15 долла
Косметика для беременных: безопасные средства и запрещенные компоненты
Любая женщина хочет быть красивой вне зависимости от времени года и возраста. Но во время беременности женщина находится в особом как физическом, так и эмоциональном состоянии, и красота для нее особенно важна. Поэтому стоит подробно разобраться, а вся ли
Корица и мёд — ухаживающий коктейль для осветления волос Корица для крашеных блондинок
Душистая пряность, о которой пойдёт речь используется не только в кулинарии, но в лечении простудных болезней, нормализации функционирования пищеварительного тракта, укрепления иммунитета в косметологии используется корица для волос. В домашних условиях г