Как победить эгоизм взрослых детей. Поддаются ли перевоспитанию подростки, склонные к лени, эгоизму, лживости? Что такое эгоизм

Пожалуй, каждый читатель, взглянув на название статьи, обязательно вспомнит такой пример: он тоже встречал в жизни замечательные семьи, в которых почему-то выросли проблемные дети. А может быть, и сам столкнулся с такой проблемой: старался детям дать все, а ожидаемой отдачи не получил.

Чаще всего такое происходит в семьях, где ярко выражен культ детей. Что это значит? Это значит, что интересы всех членов семьи подчинены ребенку. Кажется: что в этом плохого? Сама идея посвятить свою жизнь воспитанию детей очень хороша; плохо другое: родители не должны забывать о себе и не должны давать ребенку установку на то, что он – главный.

Как это происходит?

Происходит это незаметно. Постепенно все члены семьи начинают руководствоваться одним единственным правилом: все лучшее – ребенку. Родители могут отказать себе во вкусностях – пусть большая часть (а порой и всё) купленных фруктов достанется любимому чаду, он же растет… Папа и мама могут проходить в тех же сапогах или туфлях, что и в прошлом сезоне – обновка нужна ребенку.Взрослые легко могут отказать себе в праздниках и выходных, если нужно зарабатывать деньги для «наследника»» или «наследницы». Они с радостью уступят лучшую комнату: пусть малыш играет или занимается уроками там, где светлее и просторнее. Чуть позже родители не поскупятся на репетиторов, пусть даже придется себе во всем отказывать; не побоятся взять на себя обременительный кредит, лишь бы их сын или дочь получили то образование, которое пожелали. И так далее. Еще через какое-то время они останутся без всех своих сбережений или влезут в огромные долги, чтобы организовать своему ребенку роскошную свадьбу.

А когда же начнут жертвовать своими интересами ради родителей дети?

Скорее всего – никогда. Если они привыкли с самого детства только получать, у них нет установки на то, что они кому-то что-то должны, тем более родителям! Последние просто обязаны решать все их проблемы. Ничего не поделаешь: родители сами внушили своим детям, что живут только ради них – своих личных интересов у них нет.

Что делать, чтобы не стать «рабом» своего собственного ребенка?

– баловать без фанатизма: не стараться угодить во всем и потакать всем прихотям;

– не давать лишних денег;

– приучать к ответственности: определить обязанности по дому, поддерживать уровень успеваемости в школе;

– объяснять ребенку, что мама и папа устают на работе, иногда плохо себя чувствуют – в такие моменты им особенно нужна помощь;

– все, что есть в доме вкусного, делить между членами семьи поровну (или хотя бы “не забывать” о ролдителях).

Родители должны следить за своими словами

Ни в коем случае не подчеркивать значимость ребенка в семье, не произносить при нем такие слова: «все ради него», «пусть у него будет то, чего не было у нас», «нам для ребенка ничего не жалко», «лишь бы только дитя было довольно». Вы можете так думать и так поступать, но поймите: дети принимают все слова слишком прямолинейно. Подобные выражения откладываются у них в подсознании, они начинают верить в то, что родители обязаны в любых ситуациях руководствоваться только такими «лозунгами», они просто не имеют права отказывать в чем-то своему любимому сыночку или доченьке.

Эгоиста перевоспитать очень трудно

Легче не допустить того, чтобы ребенок стал эгоистом, чем впоследствии перевоспитать его: и чем старше он будет становиться, тем меньше шансов будет оставаться у родителей на то, что он изменится. Наоборот, будет расти ребенок, будут расти и его запросы: родителям все сложнее будет удовлетворять все его желания. В конце концов, часто получается так: уже далеко не молодые родители просто устают сопротивляться и безропотно отдают своему взрослым детям все, что у них есть, оставаясь при этом бедными, никому не нужными, брошенными стариками!

Чтобы такое не случилось в вашей жизни, вовремя перестройте отношения со своими детьми. Успехов и терпения вам!

Детский эгоизм – это вполне здоровое явление для ребенка, которое отличается лишь своей простотой и примитивностью в сравнении с взрослым эгоизмом, в котором больше расчетливости и лжи. Я уже писал в своих статьях про эгоизм, который наряду с остальным нашими качествами, является необходимым для нашего выживания. Конечно, воспитание ребенка должно строится таким образом, чтобы его эгоизм не превысил все допустимые значения, из-за которых страдать будут все, включая его самого. Обратите внимание на то, как и в каких случаях, ваш ребенок проявляет свой эгоизм. Это обязательно буря эмоций, которые его вызывают и которые его поддерживают. То есть очень красивая игрушка в магазине, вызывает в ребенке эмоциональное возбуждение, и эгоизм начинает давить на психику, требуя заполучить эту привлекательную вещь. И естественно начинается истерика, которая ставит вас в неудобное положение, да и ваш ребенок тоже не понимает на самом деле, чего ради, он так настаивает на своем. Но ему-то это простительно, ибо дети многого не понимают в отличие от взрослых, они просто идут на поводу своих эмоций.

Вы же должны понимать, что чем меньше ребенок будет видеть такие вот внешние раздражители, тем спокойнее он будет себя вести, не надо провоцировать в нем эгоистические наклонности, это обойдется вам боком. Если же ребенок проявляет свой эгоизм в отношении других детей, например не делится с ними игрушками, то не надо на него давить, тем самым вы принижаете значимость его для себя в его глазах. Видя, как вы отстаиваете интересы других детей, ваш ребенок начнет ревновать вас к ним, и это только усугубит ситуацию, он будет более настойчив в отстаивании своих интересов.

И потом, честно сказать, вырабатывать в своем ребенке любовь к ближнему, не самая лучшая затея, лучше уж учить его проявлять эгоизм грамотно, так чтобы никто не догадался о том, что его используют. Это конечно делается на более поздних стадиях взросления, маленький ребенок этого понятное дело не поймет. Но для него важна прежде всего ваша преданность его интересам, и если проявление эгоизма в отношении себя, вы можете пресечь жестким способом, дабы заручиться уважением к вам со стороны вашего ребенка. То вот его эгоизм в отношении других людей, неважно кого, не должен встречать сильного препятствия с вашей стороны.

Не убивайте в своем ребенке чувство превосходства, а также стремление к соперничеству, ведь все подобные ошибки в воспитании, негативно сказываются на формировании личности человека в конечном итоге. Так что если ваш ребенок проявляет эгоизм, то вам надо вести себя с ним мягко, спокойно, тихим и равномерным голосом объяснить ему, что вы его понимаете, что он поступает правильно, но эта игрушка или что там еще, того не стоят. Просто будьте с ним, как вместе, против всего мира, не упрекайте его, а направляйте.

Поверьте, это сработает, пусть не сразу, но сработает, ведь вам важно заручится поддержкой своего ребенка, и тогда он будет вас слушать. Его эгоизм, это желание получить больше и лучше, это его возможность выжить, если смотреть глубже. Так не стоит ему мешать, это делать, надо просто дать ему понять, что это нужно делать более грамотно, так, чтобы остальные не были настроены против тебя. Ну это конечно если вы сами знаете как это делать, если же нет, то мои учебные материалы для того и созданы, чтобы вас этому научить.

Основной вашей задачей, является заставить вашего ребенка, слушаться вас, если он проявляет эгоизм, и это направлено против вас, вы должны это пресечь, неважно как, важно пресечь, иначе ваш ребенок увидев вашу слабость, будет давить на вас все больше и больше, а во-вторых, он перестанет вас уважать, чего допускать никак нельзя. Так что единственная ситуация, когда вам можно быть жесткими, это когда ваш ребенок лезет на шею вам, в остальных же случаях, как я уже сказал, просто будьте с ним.

Детский эгоизм, лишен ограничений, коими этот мир богат и которые он накладывает на слабых и я бы даже сказал с точки зрения тех, кто эти ограничения создает, второсортных людей. Если вы не хотите чтобы ваш ребенок, рос таким вот второсортным, чтобы такие слова как нельзя, невозможно, нет, не убивали его, учите его маскировать свои эгоизм, учите его получать свое таким образом, чтобы никто его за это потом не упрекал и не ненавидел.

Наоборот, его должны любить, ведь все его действия символизируют о заботе, о других людях, в то время как на самом деле, он думает, как и в детстве, только о себе. Это нормально и естественно, такими нас сделала природа, так что не убивайте в своем ребенке эгоизм ни в коем случае, не делайте его неполноценным человеком, который легко может стать жертвой чужих интересов.

Приобретайте мои учебные материалы, и я научу вас правильно обращаться с эгоизмом вашего ребенка, поверьте, результат подобного подхода, великолепен, он проверен на практике и давно используется теми, кто воспитывает людей, а не рабов. Надо понимать, что от правильного воспитания вами своего ребенка, хорошо будет всем, и ему и вам, так что тут есть ради чего работать.

Дети – это самое дорогое, что есть в нашей жизни, ее смысл и причина. Мы отдаем нашим детям все самое красивое, вкусное, да и вообще – лучшее, но иногда случается так, что наша любовь переходит все границы, да так, что ребенок вырастает эгоистом и самодуром ..

Эгоизм – с самых пеленок

С самого рождения мы, родители, собственноручно закладываем в своего ребенка чувство превосходства над остальными, можно даже сказать, что человек рождается эгоистом. Новорожденный маленький человечек просто не может обойтись без посторонней помощи, его нужно кормить, переодевать, купать и т.д., что, естественно, создает в мозгу ребенка некий стереотип, что он является «центром вселенной».

И это вполне естественно!

Психологи считают, что до трех лет ребенок-эгоист – это нормально, ведь в этот период своей жизни он еще не умеет особо общаться со сверстниками, делиться игрушками и сладостями. Его интересует только личная персона.

Это должно пройти до 4-летнего возраста . Хуже, если эгоизм у вашего чада не улетучивается после этого времени, и еще больше развивается.

Детские психологи утверждают, что даже в самом маленьком возрасте не нужно потакать и «лелеять» детский эгоизм , чувство собственного «Я» не должно переходить дозволенных рамок.

Ребенок может требовать что-то, капризничая или впадая в . Малодушные родители часто в таких ситуациях идут на поводу у маленького капризули, потом у них вырастает ребенок-эгоист, а что делать после этого — они понятия не имеют. Поэтому нужно прививать правильную модель поведения у детей, начиная с самого раннего возраста.

Почему дети эгоисты?

Кто виноват в том, что наши дети вырастают самовлюбленными и думающими только о себе людьми? Конечно же, мы с вами – родители и бабушки с дедушками .

Сайт сайт попробовал систематизировать типичные родительские ошибки, которые приводят к взращиванию маленького домашнего тирана:

  1. «Захваливание» ребенка и преувеличение значимости его личности . Не нужно беспричинно хвалить дитя, рассказывая ему, что он лучше всех. Поступая так, не удивляйтесь, почему дети растут эгоистами. Но и обратная ситуация – приуменьшение и замалчивание его достоинств – недопустима.
  2. Исполнение обязанностей и нужных дел за ребенка . Это приводит к безынициативности.
  3. Эгоистичность родителей при том, что ребенку декларируются нравственные нормы. Как известно, дети учатся на примере взрослых. Поэтому, если мама или папа действуют вопреки «стандартам», у детей образуется внутренний конфликт и представления становятся неопределенными.
  4. Навязывание своим детям личных установок и желаний , что может снижать у них интерес к жизни.
  5. Чрезмерная активность родителей в плане воспитания может снижать самооценку ребенка и подавлять его личность, что приводит к психологической незрелости.
  6. Подкуп чад за выполнение тех или иных действий . В таком случае ребенок ценит не результат выполненной работы, а ее «оплату». Кроме всего прочего, плата приводит к снижению энтузиазма и творческого потенциала.

Ребенок-эгоист : как перевоспитать

Самое первое, что нужно сделать, чтобы перевоспитать ребенка-эгоиста – осознать свои родительские ошибки как воспитателя. Нужно проанализировать, где произошел «сбой» и какие моменты педагогика вы упустили.

Вот несколько советов, как перевоспитать эгоистичную персону:

  • Не идите на поводу у ребенка , если он требует чего-либо истерикой. Просто не обращайте на него внимания в такие моменты. Через пару минут ваше чадо поймет, что криком ничего добиться нельзя.
  • Не делайте что-то за ребенка , что посильно ему самому, так вы приучите его самостоятельно справляться с разными задачами.
  • Разговаривайте с малышом, постарайтесь объяснить ему, что плачем нельзя ничего добиться.
  • Ребенок-эгоист хочет сам решать что-либо? Замечательно, предложите ему выбрать самому, что он сегодня наденет или что будет кушать, при этом ограничьте выбор двумя вещами или двумя блюдами.
  • Позвольте ребенку проявлять заботу о ком-то другом . Если у него есть младший брат или сестра, разрешите ему делать самые простые задачи по уходу за малышом, не ограничивайте их общение. Многие психологи едины во мнении, что один ребенок в семье – эгоист, так как все внимание уделяется только ему.

Также можно завести домашнее животное , о котором должен будет заботиться ваш сын или дочка.

Воспитание ребенка – это очень ответственная и непростая задача. Каждый родитель должен опираться не только на свое наитие, но и на здоровый разум в вопросах педагогики. Запомните, что детский эгоизм – это далеко не приговор, а негативные качества характера можно искоренить, набравшись терпения.

Детский эгоизм относят к черте характера, демонстрирующей не лучшую сторону личности ребенка. Проблема детского эгоизма заключается в том, что он доставляет неудобство, не только малышу, но и взрослому окружению, вызывая у всех замкнутый круг бесконечного недовольства. Детский эгоизм обусловлен поведением о личной выгоде или пользе, при этом ребенок ставит свои интересы выше интересов других. Под здоровым эгоизмом подразумевается стремление малыша ко всему положительному, приятному, радостному, что благоприятствует росту и самоутверждению крохи. Поэтому малыш пристает с бесконечными просьбами посмотреть, что он сломал, нарисовал, построил, помыл, сделал. И это не зазнайство, а потребность заявить о себе и занять свое место среди других. Многое зависит от взрослых, каким малыш вырастит. Эгоизм не является врожденным качеством, его относят к приобретенному явлению, часто взлелеянному любящими родителями.

Если в семье постоянно преувеличивают значение детской личности, восхищаются ее поступками, обсуждают ее таланты, способности и сравнивают малыша с другими менее успешными детьми, то это неминуемо приведет к развитию себялюбия и формирования эгоизма у ребенка. Удовлетворение и прихотей, задаривание малыша игрушками и потакание всем желаниям способно воспитать домашнего тирана.

С самого рождения крохи эгоизм выступает нормой и единственным способом выжить. На первом году жизни, как только малышу что-либо не понравится или понадобится, он об этом сообщает громким плачем. Ребенок не думает о других личностях, об их потребностях и желаниях, для него важно, чтобы его потребности были удовлетворены.

Постепенно подрастая, кроха учится ползать, ходить, говорить и по-прежнему все внимание взрослых фокусируется на нем единственном, однако об эгоизме говорить еще рано. Переломным моментом является, когда малыш начинает отделять себя от других, противопоставляет и осознает свое «Я». Зачастую это осуществляется к трем годам, когда кроха начинает в своей речи использовать местоимение «Я». Вот на этом этапе взаимодействия с социумом и необходимо искать способы предотвращения формирования детского эгоизма.

Эгоизм способен расцветать в семье, тогда как в детской среде он быстро получает отпор. Поэтому взрослым не стоит замыкать кроху в семье, а следует расширять его зону общения со сверстниками. Малыш проходит адаптацию в социальной среде: отнял игрушку — дал игрушку, помог сверстнику забраться на горку – толкнул с горки, ударил — обнял и прочее. Если родители отмечают только негативные поступки крохи, а хорошие не замечают, то у ребенка возникнет повод для озлобления.

Так постепенно появится форма отчужденного эгоизма, а систематические обвинения в эгоизме способны привести к принятию малышом образа «эгоиста». Зачастую это присуще в школьном возрасте. Чем это опасно? Такой образ способен понравиться ребенку, поскольку эта позиция дает возможность освободиться от душевных переживаний за плохой поступок. Закрепление эгоистичного образа у школьника способно привести к самоуважению своей личности такой «крутостью», когда ребенок «всех взрослых строит». В будущем сформированный таким образом эгоизм способствует появлению трудных подростков. Во взрослой жизни с таким «багажом» возникнут трудности в межличностных отношениях.

Проблема детского эгоизма заключается в том, что, взрослые, не улавливая возрастную грань и продолжая убеждать ребенка в том, что он самый лучший и единственный сами взращивают эгоиста. С возрастом у подростка возрастут потребности и требования, и вымогательство превратится в черту характера с душевной черствостью. Эгоизм несет негативные последствия не только для окружающих, но и для самого подростка. Иногда эгоизм принимает форму эгоцентризма, для которого характерна неспособность принимать и допускать отличную от своего мнения точку зрения.

Как бороться с детским эгоизмом? Борьба заключается в том, что малышу необходимо многое объяснять, не избегать запретов, ребенок должен понимать слово «нельзя». Родители должны воздерживаться от удовлетворения всех подряд требований «мне, хочу, дай». Важно малыша учить помогать взрослым, убирать после себя разбросанные вещи, складывать игрушки.

Как преодолеть детский эгоизм? Малышу стоит уделять достаточно много внимания, для того чтобы он не испытывал необходимость его выпрашивать капризами и слезами. Если кроха знает, что его любят и он нужен, если ему комфортно и он не «борется» за внимание, то в этом случае малыш будет думать о других, поскольку другие думают о нем. Для формирования полноценной личности необходимо постоянно хвалить ребенка, только важно не переусердствовать в сравнении с успехами других детей.

Искоренить эгоизм у ребенка можно, если не вестись на манипуляции крохи. Если было сказано «нет», то следует придерживаться своей линии до конца. Иначе ребенок быстро научится добиваться желаемого, при этом, не заботясь об интересах других. Необходимо демонстрировать малышу пример заботы о других. Не стоит отдавать ему последнюю конфету, а нужно разделить ее между малышом и папой. Следует выражать искреннюю радость, если малыш сложил свои игрушки и помог убрать взрослым. Забирая кроху из детского садика, важно интересоваться не только тем, чем он занимался сегодня, но и тем, чем были заняты его друзья: что рисовали, какие фигурки лепили из пластилина. Заметив признаки эгоизма у ребенка, не следует впадать в панику и наказывать малыша. Следует понаблюдать за крохой, подумать, какие именно ошибки были допущены взрослыми в воспитании и, постепенно стараться искоренить их.

Перечислим типичные ошибки взрослых, ведущие к формированию эгоизма у подростков:

— преувеличение значения личности подростка. Здесь важна адекватность оценки: не следует хвалить без причины, не стоит замалчивать реальных достоинств подростка;

— навязывание ребенку личных прагматических установок и желаний, которые будут снижать интерес и к жизни у ребенка;

— выполнение дел за ребенка, что лишит их собственной инициативы;

— личный эгоистический пример взрослых нарушающий нравственные представления ребенка из-за внутреннего конфликта;

— подкуп детей за работу по дому, за школьные отметки;

— чрезмерная, большая воспитательная активность семьи, которая снижает детской личности.

Советы психолога — как бороться с детским эгоизмом:

— снять мелочную опеку (разбудить утром, напомнить о важных делах; сидеть при выполнении уроков; обслуживать во время приема пищи и после);

— дать возможность ребенку получить отрицательный опыт за его действия или бездействия, позволить самостоятельно принимать решение;

— следует приучать к посильной помощи дома для всех;

— важно поощрять позитивные оценки в адрес его друзей;

— необходимо расширять социальную среду ребенка, учить его в ней жить.

Перед перевоспитанием подростка, необходимо оздоровить отношения в семье. Прежде всего подлежат изменениям отношения между самими родителями, их подходы к решению семейных проблем, взгляды на воспитание ребенка. Общим условием оздоровления атмосферы выступает следующее: независимо от того, по каким причинам и по чьей инициативе возникают конфликты, одному из супругов необходимо взять на себя обязанность гасить их любыми способами: уступчивостью, лаской, согласием.

  • выяснить причины острых разногласий и решительно их устранить или исключить резко негативную и раздражительную реакцию на них, попытаться заменить эмоциональность в действиях и поступках разумностью;
  • избегать непримиримых противоречий во взглядах и позициях друг друга, пока не создадутся условия для их разрешения;
  • в основу отношений между всеми членами семьи положить то, что соединяет, а не разъединяет;
  • не быть мелочно требовательными друг к другу, не придавать особого значения несущественным событиям;
  • стремиться стать в позицию другого;
  • при ребенке не позволять себе повышать голос, выяснять отношения, делать друг другу замечания;
  • свое недовольство чем-то выразить наедине с супругом в виде просьбы, пожелания;
  • вовремя отказаться от решения, принятого в порыве чувств, по поводу каких-то событий или действий членов семьи. Вернуться к нему спустя некоторое время в спокойном душевном состоянии;
  • не вмешиваться категорично в действия супруга по отношению к ребенку, даже если они связаны с наказанием, которое не вредит здоровью ребенка. Свое несогласие с поступком супруга высказать позднее.

Главное направление перевоспитания – формирование у ребёнка навыков: общих, связанных с организацией всей жизнедеятельности, и специальных, связанных с конкретным видом деятельности (учебой, домашним трудом, самообслуживанием). Родители наблюдают, в каких видах труда, какие умения и навыки проявляются слабо, какой признак лени преобладает: регулярные отказы выполнять задание; нежелание организовать свой труд; нежелание преодолевать трудности в работе; стремление перепоручить свою работу другим; нежелание довести начатое дело до конца; некачественное выполнение работы при имеющихся возможностях и способностях; уклонение от труда, связанного с физическим или умственным напряжением; стремление оправдать свою пассивность или недобросовестность.
Указанные признаки не исчерпывают все проявления лени, но это наиболее распространенные и ярко выраженные признаки. Кроме того, родители наблюдают, каковы привычные формы поведения при стремлении избежать напряжения, и определяют, на воспитании каких волевых качеств (настойчивости, дисциплинированности, организованности, целеустремлен­ности) необходимо сосредоточить усилия.
В этом случае родители в зависимости от особенностей ребенка должны стремиться развивать его активность в той деятельности, где он может успешно применять свои способности или которая для него представляет определенный интерес. Увлекательное или отвечающее способностям ребенка дело дает возможность добиться успеха, видимого результата. А успех, по мнению ученых,- важный эмоциональный стимуля­тор дальнейших усилий ребенка в труде. Он уже не отказывается, а, напротив, проявляет желание попробовать свои силы в других видах деятельности.
Постепенно приобретенные умения и навыки, некоторый опыт, уверенность в себе обеспечивают ему успех и в обязательных видах труда (учении, бытовом труде и др.). Известно, дети любят делать то, что умеют. Для мобилизации внутренних сил ребенка на постоянное выполнение полезных дел, на самоорганизацию своего поведения, заботу о других членах семьи многие родители вместе с детьми вырабатывают правила труда.

В семье эффективен для перевоспитания только постоянный совместный труд родителей и детей. В его процессе взрослые используют такие приемы:

  • значимости избранного вида работы для ребенка (почему она важна, какова ее цель, как ее надо выполнить, какой результат должен быть достигнут, что даст ее выполнение для развития ребенка, какую пользу принесет членам семьи);
  • подчеркивание неизбежности выполнения работы (родители назначают время работы и приступают к ней вместе с ребенком сразу же или через некоторое время. Если ребенок пытается увильнуть под разными предлогами, родители не принимают их либо отодвигают на время срок исполнения, назначают новый день и час);
  • одобрение первых успехов или даже просто стараний ребенка (взрослые могут завысить оценку положительных результатов, с тем чтобы вызвать желание повторного сотрудничества в любом деле);
  • щажение самолюбия ребёнка (трудные дети не равнодушны к своим неудачам, как принято считать. Они тяжело переживают их, но из-за слабой воли, неопытности не могут качественно выполнить поручение. Родителям лучше отказаться навсегда от упреков, прямолинейных наставлений, отрицательных оценок. Пользу приносят обнадеживание, утешение, юмор);
  • предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля и самостоятельности, даже определенного риска ребенка в работе (родители говорят: «Смотри, здесь может быть ошибка...», «Постарайся не допустить неточности» и т. п.).

В образ жизни ребенка постепенно; и последовательно вводятся правила совершенствования в других видах деятельности: учении, спорте и т. д. К примеру, правила учения:

  • Всегда учить уроки в одно и то же время. Не делать исключения.
  • Слушать учителя с полным вниманием, стараться все запомнить и понять.
  • Обязательно расспросить учителя о том, что непонятно. Лучше всего запоминается то, что человек услышал, понял, повторил и применил.|
  • Научиться сравнивать, находить главное, сходства и отличия. Если знаешь главное – вспомнишь и все остальное. Главное выписать, повторить и использовать на практике.
  • Ум, память и речь развиваются, как мускулы при тренировке. Упражнять память и внимание постоянно, учиться наблюдать и описывать, рассказывать об увиденном или прочитанном.
  • Сначала готовить трудные уроки, сложные задания.
  • Учиться с напряжением, развивать сообрази­тельность, инициативу и смекалку, не уходить от трудностей в учении.
  • Постоянно ставить перед собой вопросы: Почему? Зачем? Как это возникло? Куда это приведет?
  • Овладевать навыками самоконтроля и самооценки своей работы, уметь находить в ней ошибки.

Чтобы стать сильным, здоровым и трудолюбивым, надо: трудиться, заниматься спортом, активно двигаться не менее 2-2,5 часа в сутки; учиться у взрослых всему тому, что они умеют делать своими руками. А для этого всегда помогать им, работать вместе с ними, рядом с ними; соблюдать правила гигиены, следить за чистотой рабочего места так же, как за чистотой тела; чередовать учебу, труд, спорт, игру, просмотр телепередач; обучиться какому-либо ремеслу, овладеть новыми трудовыми умениями и навыками, применять дома те, которые освоил в школе.
При выработке подобных правил важно помнить, что роль отца и матери в перевоспитании ребенка неодинакова. Лень сына - это всегда упущения отца, поэтому и в перевоспитании ему отводится ведущая роль. Даже находясь во временной разлуке или не живя с семьей, он может оказывать влияние на сына, если ответственно относится к его судьбе. Когда же отец рядом, долг его - увлечь сына тем, что он любит делать сам, помочь добиться успеха, качественного выполнения задания дельным советом и терпением.
Лень дочери - это вина матери. Ее обязанность приучить девочку к тому, к чему не сумела приучить раньше: помогать по дому, заботиться о домашнем уюте, о младших и, старших в семье, овладевать навыками физического и умственного труда.
Иного подхода требуют дети, у которых трудновоспитуемость сложилась вследствие их эгоистичности. Перевоспитание таких детей связано с переключением их активности из сферы личного самоутверждения в область применения способностей и возможностей с пользой для семьи или классного коллектива. И на этих детей основным методом педагогического воздействия является включение в совместный труд, цель которого в общественном или коллективном результате.
Как правило, дети-эгоисты страдают завышенной самооценкой и самомнением, которые сложились под влиянием оценки самих же родителей. Поэтому взрослые должны изменить оценку ребенку, объективно указывать на его недостатки. Это тем более важно, что эгоистичные дети не признают их у себя, а обвиняют в своих неудачах и конфликтах других;
Эгоистичный ребенок менее всего нуждается в поощрениях. Поощряются только его вклад в общее дело и стремление принести пользу для других, забота об окружающих. Воспитание ответственности за себя свое поведение перед родителями – основа предупреждения и преодоления эгоистичности.
Особого внимания требуют дети, у которых по разным причинам укрепилась лживость. Прежде всего, необходимо найти источник этого не­достатка и устранить его. Наиболее опасный – ложь самих родителей, которую они часто, не сознавая этого, допускают в отношениях с ребенком или другими людьми: обещают то, чего не могут выполнить, говорят неправду в присутствии ребенка.
Искренние, честные отношения друг с другом, с ребенком и окружающими, выполнение данного слова и требование от сына или дочери выполнять свои обещания – основной путь профилактики и преодоления лживости. В некоторых случаях родители прибегают к наказаниям за невыполнение данного слова: ограничивают в возможности получить желаемые блага, игнорируют просьбы ребенка до тех пор, пока он не выполнит обещанное, устанавливают подчеркнуто официальные отношения с ним и др.
Другой источник лживости у детей – фантазия. Дети вплоть до младшего подросткового возраста часто придумывают несуществующие истории. Родителям порой трудно отличить ложь от фантазии. Известны случаи, когда девочки, желая привлечь к себе внимание сверстников, рассказывали о себе такие небылицы, от которых у родителей начинались сердечные приступы. Основным мотивом во всех подобных случаях было стремление к популярности. Если этот мотив удается вскрыть, то необходимо предоставить ребенку возможность утвердить себя иным путем: помочь проявить способности в каком-либо деле и добиться успеха, сформировать положительное мнение о подростке среди сверстников.
Чтобы фантазия не перешла в привычку говорить неправду, важно сформировать убеждение в том, что выдумывать можно в любой сфере, кроме сферы отношений с людьми, поскольку из-за выдумки страдает либо сам человек, либо другие. Из-за неправды совершают ошибки, переживают неприятности, начинают плохо относиться к людям и, конечно же, к самому лгуну. Если ложь связана с неблагополучным положением ребенка в классном коллективе, необходимо обратиться за помощью к учителю.
Третий источник лживости – страх перед возможным наказанием. Меры предупреждения и преодоления этого недостатка: исключение наказаний по всякому поводу. Необходимо дать ребенку возможность осознать и признать вину или проступок, разъяснить неприглядность его лжи, убедить в том, что родители, прежде всего, хотят помочь, а не наказать. И тогда сами по себе исчезнут намерения что-то скрыть от родителей, сказать неправду.

Означает ли это, что следует исключить наказания вообще? Нет, не означает. Наказания нецелесообразны, если ребенок осознает свою вину. Наказания допустимы, если сын или дочь повторяют ошибки и не хотят их исправлять.
Выделяют следующие виды наказания : наказания-запреты (запрет удовольствий, обещанных развлечений, совместных дел, поездок, покупок и др.); наказания-лишения (лишение каких-либо прав - права принимать участие в обсуждении важных семейный дел, событий, права участвовать в самих событиях (семейных праздниках), права обращаться за помощью на какое-то время и др.); наказания-отчуждения (родители устанавливают официальные отношения с сыном или дочерью, тем самым подчеркивая нежелание общаться с ним). При первых проявлениях лживости, когда она еще не закрепилась как отрицательное качество, этот прием весьма эффективен: ребенок очень переживает изменение отношения к себе.
Существует ряд требований к наказанию :

  • наказание должно доводиться до логического конца, т. е. родители не отступают от своего решения;
  • наказание должно исчерпывать конфликт: о проступке больше не вспоминают, им не упрекают в будущем; с наказанием нельзя спешить: можно ошибиться, признав вину ребенка, и тем самым закрепить у него недоверие к взрослым, сформировать убежденность в том, что они несправедливы.

Отсрочка наказания, ожидание наказания дает возможность осознать, обдумать случившееся.
Если родители соблюдают в отношениях с ребенком эти требования, он не будет лгать, уверенный в том, что его поймут, помогут исправиться.
Четвертый источник лживости – искаженная потребность в самоутверждении. Когда у ребенка нет реальных возможностей завоевать популярность среди сверстников (слабая успеваемость, отсутствие умений и навыков в какой-либо деятельности или общении, неумение вступать в контакты с окружающими, слабая эрудиция и т. п.), он начинает хвастать несуществующими заслугами, приобретениями, возможностями, может даже взять чужую вещь, чтобы похвастать ею.

Раскрытие и развитие способностей ребенка, обеспечение высокого статуса среди сверстников на основе положительных качеств, обогащение опыта отношений – ведущее направление перевоспитания детей с проявлениями лживости.
Основным же методом перевоспитания выступает метод установления истины. Родителям крайне важно установить истинные события, истинную картину проступка ребенка, чтобы во всем разобраться, правильно принять решение.

Чаще всего первые проступки ребенок совершает неосознанно, не задумываясь о последствиях: дочка взяла у мамы сережки, чтобы похвастать перед подружками, сын попросил денег у отца для приобретения интересной книги, а купил сигарет и т. п. Все эти проступки проистекают из детского тщеславия, легкомыслия, неумения обуздать прихоти и капризы, сдержать свои желания. Как уже указывалось, ребенок должен хорошо знать, что можно, а чего нельзя делать и почему. Тогда у него будет меньше поводов для лживости, нечестных поступков. Но если произошла неприятная история, в ней надо объективно разобраться, провести своеобразное домашнее дознание, раскрыть мотивы проступка. С этой целью применяются такие приемы и методы, как;

  • Моделирование (родители восстанавливают цепь последовательных действий и поступков ребенка и других участников происшествия: просят описать все, что произошло, и как происходило, расспрашивают, что говорил один, что - другой. Это помогает установить меру вины каждого, в том числе и собственного ребенка. Всегда верить на слово не стоит. Дело не только в том, что свидетельства участников происшествия расходятся, но и в том, что ребенок в силу своей эмоциональности многое может не увидеть, упустить, не понять. Генетический анализ поведения ребенка. В этом случае вспоминаются все его предшествующие попытки уйти от ответственности, особенности поведения в типичных ситуациях, устанавливается логическая связь между случайными поступками и характерным поведением ребенка. Это помогает понять, прочно ли закрепился недостаток и какие меры можно принять. В любом проступке сказывается результат всего предшествующего опыта поведения. Родители часто говорят: «Никогда не думали, что наш сын может так поступить!». Это потому, что не анализировали прежних поступков, быть может, незначительных на первый взгляд, но таких, которые способствовали закреплению недостатка и привели в итоге к правонарушению.
  • Аналогия. Родители вспоминают схожие происшествия, события, поступки и на основе типичных признаков поведения ребенка представляют реальную картину происшедшего события и того, которое может произойти, если не принять своевременно меры;
  • Выдвижение версий. Чаще всего этот прием применяется, если очевидно, что к проступку ребенка побудил кто-то со стороны, а ребенок по каким-то причинам в этом не признается. Тогда выдвижение версии предполагает: обдумывание того, кто из сверстников или старших оказывает на сына или дочь наибольшее влияние и почему; воспроизведение обстоятельств, которые сложились к моменту происшествия; анализ психического состояние ребенка накануне события; его поведения от других людей;
  • Метод установления истины. Прежде всего он должен вскрывать истинную вину ребенка и самих родителей, товарищей и друзей, побуждать ребенка к самоанализу, самокритичности, объективно самооценке и требовательности к себе. В результате применения указанного метода ребенок должен научиться выслушивать правду о себе, сохраняя достоинство, и в конечном счете осознавать cвоё поведение. Все это является предпосылкой воспитания честности, совестливости, чувства долга и ответственности. Метод установления истины помогает и родителям, и детям извлечь урок от случившегося. В проступке ребенка всегда есть вина и его самого, и родителей. Это обязывает взрослых указать ребенку на его вину и объяснить, как надо поступать в подобной ситуации в будущем, как избежать ее. Хорошо, если родители так разбирают ситуацию, что ребенок находит несколько решений, как вести себя. Со стороны родителей, конечно же, устанавливается контроль за поведением сына или дочери.
  • Метод естественных последствий. Если совершен проступок, непременно нужно приучать ребенка исправлять его последствия, возмещать моральный или материальный ущерб: сломал - отремонтируй, разбил - заработай и купи, оскорбил, обидел - попроси прощения и т. п. При этом родителям необходимо устранить причины того, что привело к проступку, принять решительные меры к недопущению повторных безнравственных или ошибочных действий; разоблачить всех, кто побуждал к дурным действиям. Проступок можно считать исправленным, если восстановлена истина во всех деталях и ребенок искренне раскаивается в содеянном. Главное педагогическое условие: негативные переживания, связанные с проступком, не должны продолжаться слишком долго, но и не должны проходить слишком быстро. Степень отрицательного переживания зависит от индивидуальности ребенка, его типа нервной системы, от совершенного проступка. Наказание может сопровождаться отчужденностью родителей на какое-то время. При этом лучше действует сопереживание отрицательных эмоций, т. е. родители вместе с ребенком испытывают подавленность, страдания, стыд. Это сильнее влияет на ребенка, чем открытая враждебность или постоянное напоминание о случившемся.

Таковы методы и приемы перевоспитания, если в семье есть условия для исправления ребенка: родители восстановили нормальные отношения между собой, стремятся не допускать педагогических ошибок, изменили свое отношение к ребенку, свои жизненные позиции.

 
Статьи по теме:
Как превратить упаковку от чипсов в необычные вещи декора Поделки из банок под чипсов pringles
Глядя на эту шикарную шкатулку очень сложно поверить, что она сделана из баночки из под чипсов! Предлагаю вариант подарка для человека, который носит очки. Хотя он подойдет всем, ведь у всех есть солнечные очки. Очечник настольный, он же шкатулка, он же к
Вязаный пуловер с застежкой поло
Модный пуловер поло в резинку и с гармонично сочетающимися по цвету полосками в коричневых тонах – актуальная вещь предстоящего сезона.Размеры пуловера: 46/48 (50/52) 54/56. интересная подборка на сайт Большая подборка интересных моделей Для вязания
Модные головные уборы весна-лето
Головной убор для женщины не только способ защиты от холода или солнца, но и стильный аксессуар, который способен как дополнить образ, так и испортить все впечатление от него. Если же сделать выбор правильно и шагать в ногу со временем, то женские головны
Программа по первичной профилактике спида,вича
Главная > Программа Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Программа ПО ПрофилактикЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ГОУ ВПО «Чел